Дмитрий Колпашников

генеральный директор компании ДКС

Российский рынок технологий открыт для тех, кто хочет создать здесь производство

Российский рынок технологий открыт для тех, кто хочет создать здесь производство. Но среди тех, кто владеет технологиями за рубежом, вопрос об их экспорте в Россию рассматривается по-разному. Такое мнение высказал генеральный директор компании ДКС Дмитрий Колпашников.

Он отметил, что на примере опыта компаний, которые занимаются производством и поставками материалов, можно с уверенностью говорить о том, что иностранные поставщики технологий рассматривают Россию как один из наиболее перспективных рынков – наравне с Китаем, Турцией, Индией и другими.

Другое дело – машиностроение, заметил эксперт. В этой отрасли никто отдавать свои разработки в руки потенциальным конкурентам просто так не будет. Именно в этой сфере отечественным предприятиям особенно необходима государственная поддержка, считает Дмитрий Колпашнков. «Но поддержка поддержке рознь. Например, когда государство реализует программы импортозамещения, речь не должна идти о золотом дожде, который проливается на всех», – заметил он.

«Поддержку должны получать только те предприятия, которым она действительно необходима и только из стратегически важных отраслей. Для всех остальных конкуренция полезна. Эти предприятия сами должны создавать свой рынок, заниматься локализацией производства, если на это будет соответствующее желание», – считает Дмитрий Колпашников.

Эксперт рассказал о примере своей компании, история которой началась с дистрибьюторства импортных товаров и оборудования, и только потом, создав собственный рынок, предприятие получило возможность создать производство.

«Сегодня мы производим внутри страны 75% продукции и только 25% завозим из-за рубежа, причем в основной своей массе это касается комплектующих для нашего же производства. И как только вот эти импортные комплектующие начинают у нас здесь реализовываться в объемах, достаточных для того, чтобы инвестировать, мы локализуем производство в России. Следующий уровень – это разработка свой собственной продукции. Например, мы создали Центр по развитию и разработке продукции, который состоит из конструкторского бюро и технологических отделов по направлениям производства. В КБ сегодня у нас работают 15 человек, а в отделах – еще 20. Причем в разработке у нас находятся сотни образцов продукции», – рассказал об опыте локализации технологий Дмитрий Колпашников.

Эксперт уверен, что если в России закрыть ввоз импортных продуктов или как-то очень жестко его зарегламентировать, тогда внутренняя конкурентная среда станет для внутренних производителей очень комфортной, но с течением времени они обязательно расслабятся и утратят способность соперничать с западными компаниями.

По его словам, производства сталкиваются с этим уже сейчас, когда приобретение сырья у местных продавцов обходится гораздо дороже, чем за границей. В результате производитель может пластик и металл покупать в России по ценам более высоким, чем конкуренты за рубежом, и в результате утрачивает конкурентоспособность на внешних рынках.

Такая ситуация, отметил Колпашников, складывается потому, что и пластик, и металл в стране в большинстве своем производят монополисты, которые согласовывают между собой ценовую политику и навязывают рынку свои правила игры, лоббируя, например, повышение таможенных пошлин для сырья из-за рубежа.

В результате внутри страны производители более или менее конкурентоспособны, но вовне выйти не могут, уверен эксперт.

Вторая проблема отечественного импортозамещения, по мнению Колпашникова, – это его коррупционная емкость. Она вытекает из того, что решение о необходимости замещать тот или иной продукт принимает сегодня чиновник, у которого на вооружении зачастую даже нет необходимого для этого инструментария.

В результате российский производитель, у которого нет никакого сертификата, подтверждающего это, при заключении госконтракта или контракта с крупными корпорациями постоянно конкурирует с теми, кто ввозит в страну китайскую продукцию, а потом просто меняет этикетки и продает ее уже как отечественную. Естественно в такой ситуации у чиновников появляется соблазн.

Кстати говоря, заметил гендиректор компании ДКС, подобной проблемой какое-то время назад столкнулась и Италия, рынок которой заполонили китайские товары, на этикетках которых было написано «Сделано в Италии». Для решения этой проблемы была введена специальная система сертификации, и теперь если товар сделан в Китае, на этикетке так и будет написано.

«Не надо запрещать ввозить сюда импортные продукты, гораздо лучше помогать своим производителям конкурировать с иностранцами», - предложил эксперт.