Стажировки для молодых специалистов. Опыт компании ONETRAK

04 авг. 2017

Компания ONETRAK — первый отечественный производитель умных гаджетов для ведения здорового и активного образа жизни (в данном контексте подразумеваются фитнес-трекеры и умные браслеты с различным функционалом). Помимо этих смарт-девайсов, под нашей торговой маркой выпускаются умные тонометры, и готовятся к выходу на рынок такие приборы, как умный глюкометр, умный термометр, умные весы, умный датчик чсс, мобильная (пригодная для использования в домашних условиях) электрокардиограмма и многое другое. 

Таким образом, мы планируем создать целую экосистему приборов и датчиков, с помощью которых можно будет круглосуточно, 365 дней в году, контролировать ключевые показатели здоровья. С целью реализации этой идеи, наши специалисты непрерывно работают над функциональными возможностями уже существующих моделей, и разрабатывают ПО для новой продукции. Важно заметить, что рынок ИТ-технологий не стоит на месте и мы не отстаем от его темпа. Наши программисты стремятся максимально своевременно реагировать на изменения. Они регулярно проходят курсы повышения квалификации, изучают новые тенденции на платформах специализированных сайтов, делают все, чтобы их навыки и знания в сфере ИТ всегда оставались актуальными и востребованными. Более того, расширение масштабов деятельности компании обуславливает и увеличение числа отделов и сотрудников, профессиональных направлений. Этот аспект также требует обучения и адаптации знаний наших коллег под условия рабочего процесса и концептуальной модели самой компании.

В нашей компании активно действует система наставничества. Говоря о ней, мы подразумеваем не только предоставление возможности молодым специалистам попробовать свои силы на практике (выпускникам, студентам последних курсов), при большом желании, к нам на стажировку могут попасть люди, которые решили сменить профессиональную ориентацию , те, кто
не имеет профильного или смежного модульного образования.

Для реализации данной идеи, в ONETRAKдействует двухэтапная система трудоустройства и стажировок. Для того,чтобы попасть на первый этап, кандидату предлагается тестовое задание. Это делается для того, чтобы понять общий уровень подготовки соискателя, его практические навыки, теоретические знания. Если он не справляется с задачей, его кандидатура не
рассматривается.

После тестового задания кандидату назначается собеседование, которое, проходит лично с руководителем отдела, наставником (если он был выбран заранее), а также основателем компании. Это позволяет выявить личные качества
стажера, его уровень стрессоустойчивости, умение вести диалог, взаимодействовать с малознакомыми людьми, "самопрезентовать" себя.

После этого, в случае успеха, стажер приглашается на собеседование со службой безопасности, где ему детально разъясняют его права, обязанности, знакомят с корпоративными правилами, которые он должен соблюдать в процессе работы.Только после этих мер кандидат занимает место стажера в одном из отделов.

Прежде, чем он оказывается в стенах нашего офиса, ему готовят персональное рабочее место, выделяют различные
реквизиты и канцтовары, которые, возможно, потребуются в рабочем процессе, в обязательном порядке стажер подписывает договор о неразглашении и конфиденциальности данных.

Первые три месяца стажер практикуется за счет компании. Несмотря на персонализацию его деятельности, наличие личного рабочего места и прав, равных с правами других специалистов, за его деятельностью тщательно следит наставник. Более того, в случае допущения ошибки, он детально объясняет, рассказывает, где именно она была допущена и как ее исправить.
Исходя из этого, можно смело утверждать, что наши наставники, тесно взаимодействуя со стажерами, тратят очень много времени и сил, работают за двоих. Важно отметить, что срок в три месяца — это формальность. На самом деле, процесс обучения длится значительно дольше, от 4 до 6 месяцев.

Тем не менее, спустя три месяца мы собираем экспертную комиссию, состоящую из высококлассных специалистов нашей компании. В данном случае возможно два развития событий:

* стажер покидает нашу компанию, получив при этом рекомендательное письмо (письмо выдается только в случае успешного прохождения стажировки);

* он переходит на второй этап стажировки. Несмотря на расширение прав и обязанностей (в том числе получение доступа к работе над программным обеспечением), он продолжает свою профессиональную деятельность под чутким руководством наставника. И даже по истечению второго этапа, который, также как и первый, длится 3 месяца, даже после перевода стажера в разряд специалистов, как правило, он еще не готов принимать самостоятельные решения и, несмотря на окончание срока стажировки, продолжает работать под присмотром наставника. Важно понимать, что наставник — это не карательный инструмент, а советник, друг, старший товарищ, который всегда готов прийти на помощь в любую минуту.

Таким образом, в нашем коллективе достигли успеха десятки молодых специалистов, которым были переданы все необходимые профессиональные навыки, но нельзя не учесть и ряд проблем, с которыми мы столкнулись.
Во-первых, затраченные компанией ресурсы на обеспечение необходимых условий для реализации системы наставничества, не окупаются. И это - колоссальная проблема. С одной стороны, практика обучения актуальна и имеет сотни преимуществ, с другой, она не выгодна с финансовой точки зрения. Еще один аспект, который стоит озвучить, - это нарушение прав конфиденциальности. Как и у каждой компании или предприятия, у нас есть уникальные разработки и технологические решения. Для того, чтобы предотвратить утечку данных, каждый новопришедший сотрудник подписывает договор о неразглашении данных и сохранения конфиденциальности. Но следует отметить, что подобного рода меры далеко не всегда гарантируют полную защиту от утечки информации. И причинами тому можно назвать следующие факторы:

* нормативно-правовые акты, требующие модернизации;

* отсутствие единой стандартизации защиты информации в сфере ИТ-технологий.

Все вопросы, озвученные выше, очень сложно решить самостоятельно, без поддержки со стороны государственной власти. Ликвидация представленных проблем возможна только после модернизации нормативно-правовых актов, законов и статей Трудового кодекса РФ, а также выработки единых стандартов по вопросам обеспечения безопасности в сфере ИТ.

Автор публикации: Михаил Препелицкий, Президент компании ONETRAK